Первым периодом
в развитии молодёжного парламентаризма в Вологодской области после 1991
года можно считать временной отрезок с 1991 по 1997 гг. Этот период
характеризуется сумбурным развитием общественных организаций, некоторые
из которых тогда существовали без юридической регистрации и, обретя
её в последствии, существуют до сих пор. Например, это "АСВО"
(Ассоциация студентов Вологодской области) и "Союз студентов-юристов".
На территории Вологодской области за период 1991-1997 гг. известны два
более или менее успешных проекта в области молодёжной политики: это
детская общественная организация "Содружество", по факту существующая
и по сей день, а также молодёжная общественная организация "Наши",
канувшая в лету в конце обозначенного периода. Если первая организация
занималась воспитанием детей в чистом виде (в том числе патриотическим
воспитанием), то вторая фактически представляла собой первый опыт молодёжного
парламентаризма на Вологодчине.
Это был фактически городской ученический совет, занимавшийся несколько
непарламентской деятельностью - организацией досуга городского ученического
актива. Именно там впервые завила о себе такая знаковая фигура вологодской
молодёжной политики, да и вологодской политики вообще, как Евгений Перов.
Самым заметным проектом этой организации стала игра "Лидер".
Она проводилась отдельно по городским школам, а завершилась общегородским
трёхдневным финалом. В школах на один день отменялись все уроки для
старших классов и классов среднего звена, организовывалось подобие государства
с его общественными институтами, полицией и т.д.
В конце обозначенного периода был принят областной закон "О государственной
молодёжной политике в Вологодской области", в котором была прописана
необходимость создания Областного молодёжного парламента. (в последствии
данная норма была отменена) Уже при новом губернаторе было принято постановление
Законодательного Собрания Вологодской области "Об областном молодёжном
парламенте". В соответствии с ним прошла первая сессия Областного
молодёжного парламента.
Второй период становления
областной молодёжной политики длился один год с марта 1997 года по февраль
1998 года. Это напрямую связано с более или менее активным периодом
деятельности Областного молодёжного парламента. Первая сессия Областного
молодёжного парламента состоялась 11-12 марта 1997 года. Были приняты
Положение и Регламент ОМП, а также "Обращение участников ОМП к
органам местного самоуправления Вологодской области", "Основные
направления государственной молодёжной политики в Вологодской области:
рекомендации ОМП". Председателем был выбран Сергей Крюков, студент
4-го курса ВФ МГЮА. Также были выбраны счётная и мандатная комиссии,
создано 10 комитетов и избраны их председатели.
Своим присутствием сессию почтили губернатор В.Позгалёв, депутат Государственной
Думы В.Лопатин, депутаты Законодательного Собрания Г.Хрипель, О.Фомичёв
и др. Сюжет о сессии вышел в программе "Там-там-новости" Российского
телевидения. К большому сожалению, не состоялось больше ни одной сессии.
В течение некоторого времени проходили заседания Президиума. Через три
месяца после начала работы ОМП некоторые члены Президиума констатировали:
"Все наши постановления - не более чем бумаги. От работы парламента
не получено никакого результата. <…> Наши решения никому не нужны".
Председатель ОМП С.Крюков сетовал на слишком большое количество членов
(134: 101 от муниципальных образований и 33 от молодежных общественных
организаций), на пассивность почти 90% членов ОМП.
В последствии проводились
только заседания Президиумов, а первая сессия до сих пор остаётся последней.
Несмотря на все внутренние проблемы в течение первого года работы были
разработаны проекты областных законов "О квалифицировании рабочих
мест для выпускников учреждений профтехобразования Вологодской области",
"О профилактике безнадзорности и правонарушений среди молодёжи"
и др. Был запущен такой проект, как Школа молодых политиков. В данный
момент подобный проект функционирует под началом ВОМОО "Молодёжный
парламент".
Спустя некоторое время среди членов ОМП стало бытовать мнение, что молодёжный
парламент не должен стать послушным органом относительно Губернатора,
Законодательного собрания и других органов государственной власти Вологодской
области. Председатель Крюков С.В. был недоволен огромной численностью
депутатов молодёжного парламента. Работа структуры тормозилась в результате
неопытности и пассивности абсолютного большинства молодых парламентариев.
Также среди непосредственных причин развала Областного молодёжного парламента
следует отметить саботирование его работы со стороны областных властей.
То есть, была попытка диктата со стороны областных органов власти, после
чего Областной молодёжный парламент стал рассыпаться изнутри. Было зарегистрировано
юридическое лицо - Вологодская областная молодёжная общественная организация
"Молодёжный парламент", существующая и поныне.
Также одной из проблем работы Областного молодёжного парламента было
то, что он создавался под конкретную задачу - создание областной программы
"Молодёжь Вологодчины". Когда программа была создана, ОМП
стал фактически никому не нужен.
Несмотря на внутренние разногласия, было разработано несколько законопроектов,
был запущен такой проект, как Школа молодых политиков, существующий
в несколько видоизменённой форме под общим руководством ВОМОО "Молодёжный
парламент" до сих пор.
После того, как осенью 1998 года Крюков С.В. был призван в ряды российских
Вооружённых сил, ОМП ни в чём серьёзном более замечен не был. В начале
1999 года должны были состояться очередные выборы депутатов ОМП, но
этого не последовало. 4.10.2000 Законодательное Собрание приняло поправку
в областной закон "О государственной молодёжной политике в Вологодской
области", отменявшую существование ОМП как такового. Взамен ОМП
в октябре 2000 года был формально создан Областной координационный совет
детских и молодёжных общественных организаций. Последняя попытка начать
его нормальную работу предпринималась весной 2002 года, но это выглядело
как неудачная попытка реанимации умершего уже человека.
За последний год
идея молодёжного парламентаризма в нашей области успела приобрести заново
популярность среди общественных и государственных деятелей и пережила
очередной закат. Всё началось с октября позапрошлого года, когда мы
получили приглашение на семинар-совещание "Роль молодёжных парламентов
в формировании правовой культуры молодёжи" в Рязань. Затем было
три месяца затишья, после чего почти спонтанно был создан Организационный
комитет Областного молодёжного форума "Развитие молодёжного парламентаризма
в Вологодской области", прошедшего в итоге в конце апреля. Теоретически
всё было готово довольно неплохо, однако не хватило одной "мелочи":
районы откликнулись достаточно слабо. Мы понадеялись на то, что на местах
сохранилась память об Областном молодёжном парламенте и молодёжь снова
выдвинет из своих рядов лучших представителей в молодёжную парламентскую
структуру. Я не удивлюсь, если над нашими потугами до сих пор посмеиваются
представители регионов, где молодёжный парламентаризм определённо
прижился. Собственно, должна была получиться Молодёжная палата, просто
я по старой привычке называю её парламентом и, пожалуй, буду делать
это и впредь.
Ситуация поначалу не внушала опасений, но спустя пару недель начала
выходить из-под контроля. Всё началось, когда избирали совет Рабочей
группы (с официальным названием которой в итоге так и не определились).
Возникла мощная группировка юристов (четверо членов совета рабочей группы
из пяти по профессии юристы), влияние которой в рабочей группе сравнимо
с гегемонией партии "Единая Россия" в Государственной Думе
нынешнего созыва. Я не готов давать этому какую-либо оценку, но могу
сказать одно, что это мне определённо не по душе.
В октябре 2004г. Рабочая группа вообще перестала существовать. Вернее
будет сказать, что она влилась в молодёжный сектор организационного
комитета Общественной палаты Вологодской области. (Общественная палата
была создана 21 ноября 2004). С тех пор можно говорить о существовании
областного молодёжного парламента в виде молодёжного крыла Общественной
палаты. Откровенно говоря, я по ряду причин оказался в стороне от этой
организации и могу судить только как простой обыватель. А суждения сводятся
к тому, что данная организация существует ради своего существования.
По крайней мере, на моей жизни её существование никак не отражается,
и о ней ничего я давно не слышал.
С осени 2002 года существует ещё одна организация, которую с натяжкой
можно назвать молодёжной парламентской структурой. Это Вологодский городской
совет молодёжи (ВГСМ). С натяжкой - потому, что занимается он несколько
непарламентской деятельностью. По форме он является молодёжным правительством.
При этом известно, что совет - это законодательный орган. Впрочем, не
без помощи вашего покорного слуги, сейчас взят курс на постепенное превращение
ВГСМ в реально действующий молодёжный парламент. За основу мы готовы
принять схему формирования и работы Молодёжного парламента Архангельска.
Что касается процессов, происходящих в Череповце, то там о реально функционирующем
молодёжном парламентаризме говорить и не приходится. Череповец выглядит
классическим авторитарным городом, эдаким СССР_времён_Л.И.Брежнева в
миниатюре. Городом, в котором вся жизнь крутится вокруг одного предприятия
- "Северстали". Во главе города, что неудивительно, северсталевская
элита (читай "Единая Россия"). Я не хочу утверждать, что партия
"Единая Россия" однозначно плоха, но, на мой взгляд, в Череповце
имеют место быть её наихудшие проявления. В таких условиях молодёжный
парламентаризм невыгоден действующим отцам города, а, следовательно,
невозможен. Вся деятельность череповецкого городского совета молодёжи
сводится к организации досуга молодых людей.
В районах реально действующие молодёжные парламенты отсутствуют. Однако
изредка приходит информация о них. Так, в сентябре 2003 года в вожегодской
районной газете "Борьба" упоминался вожегодский районный молодёжный
парламент. И то, вся информация сводилась к агитации вступать в "Молодёжное
единство". Такой молодёжный парламент нам не представляется ни
законным, ни легитимным. (Понятие "законный" представляется
нам как соответствующий букве закона, а "легитимный" - духу
закона).
На уровне областной молодёжной политики ситуация довольно сложна. Действующий
областной комитет по делам молодёжи работает, на наш взгляд, не вполне
эффективно расходует средства.
Основной проблемой
всегда было не то, как сформировать молодёжный парламент, а то, чем
он будет заниматься. Впрочем, его формирование также довольно больная
тема.
Известно несколько способов формирования молодёжных парламентов:
- прямые выборы членов молодёжного парламента среди молодёжи;
- делегирования от организаций, занимающихся молодёжью;
- назначение членов уполномоченными органами;
- конкурсный отбор.
Сейчас я пришёл к выводу, что с нуля создавать молодёжный парламент
не стоит. Особенно, учитывая расстояния в нашей области (поскольку проезд
из дальних районов достаточно дорог). Следует пойти по более трудоёмкому,
но более результативному пути: помогать создавать молодёжные парламенты
при муниципалитетах, а затем через систему делегирования из их членов
формировать областной молодёжный парламент. Тогда люди будут, по крайней
мере, понимать, за что они будут отдавать свои деньги на проезд.
Вышеупомянутый А.Н. Геля предлагает форму экспертного совета (см. его
статью "Размышления и сомнения о функциональности работы консультативной
молодёжной палаты при ЗСВО, как бы этот орган не назывался"), который
бы состоял из всех молодых граждан, желающих просто работать на благо
общества. Впрочем, он признал свой проект не до конца доработанным и
пока что новой версии на рассмотрение не предлагал.
Также одной из больших проблем комплектования молодёжного парламента
является возрастное ограничение: гражданин может быть избранным в орган
власти только по достижении 21 года, а приобретает право избирать с
18 лет. При этом, молодёжь определяется законодательно как часть общества
в возрасте от 14(!) до 30 лет. То есть, часть молодёжи (в возрасте от
14 до 18 лет) не может быть избрана в законный молодёжный парламент,
что лишает его легитимности.
То, чем должен заниматься молодёжный парламент, вообще не вызывает сомнения.
Это совершенствование всего законодательства, так или иначе связанного
с молодёжью.
Многие считают, что молодые люди просто некомпетентны и не могут на
таком уровне обсуждать законодательство. Однако если они на таком уровне
научатся это делать, а так, несомненно, и случается, то мы получим молодых
специалистов, искушённых в законодательном процессе. А кто считает,
что это плохо, пусть первым кинет в меня камень.
Сейчас разрабатывается
новый областной закон "О государственной молодёжной политике".
Его проект предусматривает множество норм по поддержке молодёжи, вводится
ряд новых понятий (например, понятие "молодая семья"). Но
про молодёжный парламентаризм его разработчики явно забыли. Однако в
целом следует отметить, что законопроект в целом неплохой и если он
будет принят в таком виде, то это положительно скажется на областной
молодёжной политике.