Молодёжной политике быть. Или нет?
Архангелогородцы задумались…

Владимир Пешков

Находясь в Вологде, часто не отдаёшь себе отчёта в том, что есть наша областная молодёжная политика. Вроде и денег на неё дают мало, и исполняется спустя рукава… Впрочем, последнее положение, на мой взгляд, вполне соответствует истине. Возможно, у меня слишком жёсткая точка зрения и я задаю слишком высокие стандарты для нашей молодёжной политики, но такой уж я есть. А вот что касается финансирования, у нас, как оказалось, не всё так мрачно. Правда, это только на фоне соседних областей. Но о них и речь. А именно, об Архангельской области.

На этот год областным бюджетом Архангельщины не запланировано ни одной копейки на областную молодёжную политику. Если муниципалитеты из своих скромных бюджетов всё же умудряются выделять хоть какие-то деньги, то областные депутаты не сочли это нужным. Всё бы ничего, но муниципалитеты тоже решили последовать примеру своих старших законодательствующих товарищей из областного Собрания депутатов и тоже, судя по всему, готовятся прекратить финансирование молодёжной политики. Если такое решение будет принято, то это обернётся катастрофой для всей области. Усугубится проблема "потерянного поколения". А само потерянное поколение может увеличится. Если сейчас, по разным оценкам, к "потерянному поколению" относят родившихся молодых граждан в период с 1983 по 1986 годы, то вполне реально увеличить верхнюю планку и до 1990 года. Нужно заметить, что часть жителей Архангельской области, а именно жители южных районов (Коноша, Вельск, Котлас и т.д.) предпочитают отправлять своих отпрысков учиться к нам, в Вологду, а значит, эта проблема касается и нас.
Ещё одной проблемой для архангельской молодёжной политики может стать расформирование областного комитета по делам женщин, семьи и молодёжи. И не было бы проблемы, если бы их хотели разделить на отдельные структуры. Но их функции хотят разделить между различными структурами, имеющими весьма отдалённое отношение к молодёжной политике. Так функции молодёжной политики должны перейти к департаменту образования. А образование и молодёжная политика вещи, мягко говоря, разные. Они отличаются уже по контактной аудитории. У органов молодёжной политики это граждане от 14 до 30 лет, то у органов образования - это граждане до 22-23 лет, за редким исключением лет до 25. То есть, без внимания остаётся рабочая молодёжь и вообще вся молодёжь, по ряду причин не получающая образование.
Эти две проблемы побудили провести парламентские слушания "Проблемы молодёжи и перспективы их законодательного регулирования в Архангельской области", прошедшие 28 марта в зале заседаний Архангельского областного Собрания депутатов. Слушания провела Вторыгина Е.А., зампред Областного собрания. Она учинила явный разнос председателю областного профильного комитета Низовцеву Д.Б. за явные недоработки в области молодёжной политики. Депутат Облсобрания от ЛДПР Азовский (именно так он себя позиционировал - без инициалов) продолжил критические выпады в адрес комитета и признал всю концепцию молодёжной политики области явной профанацией. Впрочем, г-н Изовский явно был не знаком с материалом слушаний. Схватив один из материалов, он заявил: "Какая же это областная программа? Это просто литьё воды!" Впрочем, он проглядел одну деталь: это была не то что не программа, эта была лишь пояснительная записка к программе. После выступления он спешно ретировался, видимо спеша на инаугурацию свежеиспечённого архангельского мэра.
Одно из самых спорных утверждений касательно понимания сути молодёжной политики прозвучало из уст начальника городского отдела по делам молодёжи Архангельска Чапыгиной Е.В.: "Молодёжная политика отличается от политики социальной. Социальная политика направлена на работу с группами риска, а молодёжная политика должна быть направлена на то, чтобы молодёжь не стала группой риска". С одной стороны, это верно. Но существует понятие "потерянное поколение", уже упоминавшееся выше. В данный момент вся молодёжь так или иначе относится к группам риска - признаки этого и социальная апатия молодых граждан, и растущая преступность среди молодёжи, и даже в некотором роде рост инфантильности молодых людей. Это уже следует принять как должное. Должное тому отношению к молодёжи со стороны государства, которое, кажется, только поощряет потерянность этого поколения.
Ещё одной проблемой стало отсутствие на Архангельщине областного закона о молодёжной политике. Всё, на что опирается молодёжная политика в этой области, это не первой свежести постановление губернатора. И всё. Впрочем, это вполне отражает положение дел на федеральном уровне - соответствующий федеральный закон отсутствует, а единственный правовой акт, регулирующий всю федеральную молодёжную политику, это Указ президента Ельцина, датируемый аж 1992 годом.
В очередной раз выявлено непонимание некоторых терминов из области молодёжной политики. Например, патриотическое воспитание. Этот вопрос мы с Евгением Перовым поднимали на одной из секций фестиваля "Молодёжь! Единство - будущее!". Многие, на наш взгляд, превратно понимают этот термин и из-за этого патриотическое воспитание ни к чему не приводит. Со всей ответственностью могу заявить, что то, что сейчас вкладывается в это понятие официально, не может привести ни к какому положительному результату для страны. Зачем молодому человеку быть таким же, как какой-нибудь неизвестный (или известный) и идеализированный деятель прошлого? Просто зачем? Да, возможно это нужно знать с точки зрения общего развития. Но ни к чему положительному, как и к отрицательному, это не приведёт. На наш взгляд, финансовые вложения в патриотическое воспитание в его нынешнем понимании - это просто пустая трата денег, которые, тогда уж, лучше тратить на постройку нового офиса какой-нибудь государственной структуры.
Само собой, я имею альтернативный взгляд на патриотическое воспитание. Уже на протяжение более чем семи лет ВОМОО "Молодёжный парламент" реализует проект "Школа молодых политиков". На наш взгляд, а с ним согласен и Евгений Перов, это и есть подлинное патриотическое воспитание. Молодые люди узнают про карьеры успешных людей (политиков, общественных деятелей, юристов, экономистов, учёных), приносящих славу Вологодской области, узнают про пути к успеху, к возможности максимально реализовать свои возможности, к возможности принести максимальную пользу области и городу, при этом им прививаются общечеловеческие моральные принципы. Это вклад в минимизацию последствий, которые мы уже начинаем ощущать в результате процессов, приведших к появлению "потерянного поколению". Патриотическое воспитание должно воспитывать не ради воспитания, а ради того, чтобы молодёжь могла самореализовываться. Когда молодые люди видят реально успешные карьеры людей, которые добились в жизни всего сами, у них самих загорается желание самим попытаться повторить этот путь.
Также несколько неправильно рассматривается один из акторов молодёжной политики - это молодёжные общественные организации. А именно, аспект их создания и "придворности". В который уже раз высказывается предложение создать одну большую молодёжную организацию. Но большие организации создаются кем-то для какой-то политической цели. Они создаются партиями для привлечения в свои ряды молодёжи. Они создаются конкретными личностями для удовлетворения своих политических амбиций. Они создаются, наконец, под конкретные задачи - как составляющие PR-кампаний. И в любом случае, даже если создаются из бескорыстных побуждений, подпадают под влияние крупных политических сил и становятся предметом политического торга в результате финансовых средств, нехватки опыта политической борьбы у руководства и т.д. То есть, лучше давать налоговые льготы независимым общественным организациям, чем пытаться создавать сверху большие молодёжные организации.
Мы сами на этом сильно обожглись год назад, когда пытались создать областную молодёжную палату. Корень проблемы заключался в сотрудничестве с областным органом власти - Законодательным Собранием. Я изначально был против этого и до сих пор не изменил своего мнения. Свою роль сыграл провал форума "Развитие молодёжного парламентаризма…", но не это стало главной причиной. Созданную в результате форума рабочую группу курировал Шохин Н.Н.-старший, тесно связанный с руководством области. Я лично не имею ничего против Николая Николаевича, но он стал одной из причин окончательного провала данного проекта. Но могу его утешить - это не его личный промах, вместо него мог быть другой человек и это могло сыграть ещё более злую шутку. В любом случае, это показывает, что создание организации сверху (или курирование создания сверху, как в данном случае) не приводит к положительному результату.

Архангельск - своеобразный город. Практически такое же, как в Вологде, количество населения размещено на гораздо большей территории. Длина города составляет около сорока километров. Это расстояние между московскими районами Южное Бутово и Алтуфьево, то есть между двумя противоположными окраинами.. В некоторые городские районы возможно добраться только по воде. Это сильно ограничивает социальную активность проживающих в них граждан. Тем не менее, в Архангельске успешно работает городской молодёжный парламент, в котором представлены все городские районы. И, откровенно говоря, обидно за наш город, в котором гораздо лучшая социальная ситуация не выливается в итоге в создание крупных действующих молодёжных структур.

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz