ВОМОО "Молодежный парламент"

 



 

 


Яндекс цитирования

Назад

 

Программа "Дебаты"

 

Регламент Первого вологодского городского Чемпионата по игре "Дебаты"

Бланк заявки для участия в игре "Дебаты" (скачать)

Учебник "Парламентские Дебаты. Американский формат". (скачать)

 

Раздел 1. Краткая история "Дебатов" в России.

В России "Дебаты" получили широкое распространение с 1994 года благодаря программе "Дебаты для школьников", реализуемой Институтом "Открытое общество".

Программа "Дебаты для школьников" была нацелена на развитие дебатов в средней школе. Вместе с тем она дала импульс развитию в России студенческих дебатов.

В декабре 1997 года на Всероссийской итоговой конференции по дебатам в Королеве впервые в России был представлен формат "Парламентские (студенческие) дебаты". После этой презентации начинается работа по созданию студенческих клубов "Дебаты".

В марте 1998 года в МГУ был открыт первый в России студенческий клуб "Дебаты".

Летом 1998 года представители студенческих дебатов приезжают в качестве наблюдателей на Российский чемпионат для старшеклассников "Дебаты-98".

В декабре 1998 года рамках Всероссийской итоговой конференции по дебатам в Ивантеевке представители студенческих клубов Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Тамбова посещают клуб "Дебаты" МГУ, где проходит круглый стол "Направления развития студенческих клубов".

Летом 1999 года в рамках Всероссийского чемпионата по дебатам параллельно с турниром для старшеклассников проходят первые всероссийское студенческие игры по парламентским дебатам. В играх принимали участие команды из Биробиджана, Великого Новгорода, Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Пскова, Рязани, Санкт-Петербурга, Самары, Таганрога, Тамбова, Тольятти, Чебоксар, Челябинска, Ярославля. Лучшей командой игр была признана команда Нижнего Новгорода.

В октябре 1999 года команды Москвы и Нижнего Новгорода выходят в финал международного чемпионата по британскому формату в г.Харькове.

В июле 2000 года в Ивантеевке проводилась Летняя школа по Парламентским дебатам, участниками которой стали представители университетов более 40 городов России. Эта школа дала мощный импульс развитию студенческих клубов.

Новый этап в развитии студенческих парламентских дебатов начался с ноября 2001 года, когда в г.Королеве состоялся семинар "Парламентские дебаты" для преподавателей и студентов ведущих ВУЗов из 23 городов России.

Наконец, 27-29 ноября 2004 года на базе МГИМО состоялся открытый турнир по классическим парламентским дебатам на английском языке OPEN MOSCOW.

В настоящее время в России в программу "Дебаты" вовлечены школьники и студенты более 40 городов России. Около 10 тыс. школьников, 3 тыс. студентов и 7 тыс. преподавателей (в основном средней школы) являются активными участниками программы. Сформировано 5 Региональных Центров Образовательных Технологий, которые являются ресурсными центрами программы. Такие центры находятся в Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирске. Ежегодно проводится ряд открытых всероссийских турниров по "Дебатам", таких как ежегодный Международный чемпионат по Парламентским дебатам "Открытый Кубок Сибири" (проходит в мае в Новосибирске)

В России создан и успешно прошел экспертизу на Федеральном экспертном совете МО РФ учебно-методический пакет, включающий учебник по дебатам, учебно-методическое пособие для учителя и рабочую тетрадь для учащихся.

В России накоплен большой опыт применения "Дебатов" в учебном процессе средней и высшей школы на занятиях гуманитарного и естественнонаучного цикла. Обучающие, воспитательные и коммуникативные аспекты дебатов позволяют использовать их в научно-исследовательской, внеучебной деятельности школьников и студентов. Формат Дебатов, отдельные его элементы также успешно применяются и как элемент образования взрослых в рамках переквалификации или получении второго высшего образования. Данная технология представляет исключительно широкие возможности тренинга личностных, профессионально и социально значимых качеств личности, навыков цивилизованного общения и дискуссии, а также навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

 

Раздел 2. Цели "Дебатов".

Дебаты направлены на формирование и развитие:

  • навыков цивилизованной дискуссии
  • ораторского искусства
  • способности концентрироваться на сути проблемы
  • умения работать в команде
  • терпимости и уважения к различным взглядам
  • критического мышления
  • лидерских качеств

 

Раздел 3. "Дебаты": структура и содержание.

"Дебаты" могут выступать в трёх аспектах

В "Дебатах" две команды из двух человек (они называются дебатёрами) обсуждают заданную тему. При этом одна команда в рамках этой темы утверждает некий тезис в форме проекта, а другая его опровергает.

Парламентские дебаты - это игра, потому она так и называется, что повторяет, по сути, схему обсуждения в законодательном органе той или иной страны. По той же причине заявленный тезис называется законопроектом (кейсом, резолюцией и т.п.).

Подробно правила Вологодского чемпионата по "Дебатам" закреплены в Регламенте Первого вологодского городского Чемпионата по игре "Дебаты".

Вкратце они сводятся к следующему:
1. В игре участвуют две команды (Правительство и Оппозиция) по два человека (Премьер-министр и Член правительства, Лидер оппозиции и Член оппозиции).
2. Обсуждение ведется по теме, например: "Не следует оказывать экономическую помощь странам, в которых нарушаются права человека". Обе команды узнают тему за некоторое время до игры (5 дней) и готовятся как утверждать, так и опровергать данный тезис. Стороны (правительство или оппозиция) определяются по жребию за 15-20 минут до игры.
3. Премьер-министр утверждает тезис в ходе своего первого выступления (7 минут), используя набор аргументов (кейс), выстроенных в логической последовательности.
4. Лидер оппозиции (второе выступление) опровергает доводы правительства (продолжительность выступления - 7 минут) и выдвигает аргументы оппозиции (кейс оппозиции), направленные на отклонение законопроекта.
5. Член правительства (третье выступление) опровергает возражения и аргументы оппозиции и может привести новые доводы в поддержку позиции своей команды (8 минут).
6. Член оппозиции восстанавливает и завершает критику законопроекта правительства с использованием новых доводов (8 минут) - четвертая речь.
7. Лидер оппозиции (пятое выступление) подводит итог дебатов (5 минуты), цель - убедить аудиторию, в том, что игра уже выиграна его командой.
8. Премьер-министр завершает дискуссию, пытаясь убедить зрителей в правильности позиции правительства (5 минут).
9. В течение первых четырех речей (кроме первой и последней минут) любой представитель команды-оппонента может с разрешения выступающего задавать ему вопросы (не более 15 секунд каждый).
10. В заключительных речах команд не допускается введение новых аргументов или логических построений.
11. Запрещаются замечания личного характера в адрес оппонентов, равно как и спикера, присяжных.
12. "Дебаты" ведет Спикер - независимое от участников и незаинтересованное в исходе игры лицо, главная задача которого - контролировать ход выступлений дебатёров. Кроме того, Спикер открывает Дебаты, оглашает тему, подводит итоги игры и объявляет её победителя, рассматривает протесты команд и налагает штрафные санкции.
13. Решение по законопроекту выносится коллегией присяжных, состоящей из 3-х человек, простым большинством голосов.

 
Сайт создан в системе uCoz